Тема: Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих.

Тип статьи:
Авторская

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных
женского рода после шипящих.
Цели: Познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую грамматическую функцию мягкого знака.
Учебные материалы: Учебник «Русский язык», 3 класс (2 часть), автор Климанова Л.Ф.; карточки с текстами, с заданиями, желтые и голубые звездочки.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Прочитайте слова Поэт, поэма, поэзия, солнце, стихотворения. (Слайд)
— Какой частью речи они являются? Докажите.
Дети. Это имена существительные. Они называют предметы и отвечают на вопросы «кто» и «что».
Учитель. Определите род каждого существительного. Как определить род у последнего слова?
Дети отвечают.
— А теперь подберите одушевленное собственное имя существительное, которое связано со всеми этими словами.
Дети. Пушкин.
Учитель. Объясните свой выбор. (Слайд)
Дети. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он написал много стихотворений и поэм.Его называли солнцем русской поэзии.
Учитель. Сегодня мы узнаем ещё один секрет имён существительных. А помогут нам в этом произведения А.С. Пушкина.
3. Чистописание. Дети записывают с комментированием предложение Пушкин написал замечательные сказки для детей. В этом предложении выделяют грамматическую основу, определяют, какими частями речи являются слова в предложении.
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Учитель. В произведениях А.С.Пушкина есть строки «Унылая пора! Очей очарование!» О каком времени года поэт написал? (Слайд)
Дети. Об осени.
Учитель. Почему этому времени года он посвятил стихи?
Дети. Осень была любимым временем года Пушкина.
Учитель. Какую роль выполняет мягкий знак в слове осень?
Учитель.. Является показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Учитель. Измените слово так, чтобы мягкий знак стал выполнять другую роль.
Дети. Осенью.
Учитель. Расскажите о роли мягкого знака в этом слове.
Дети. В этом слове мягкий знак — разделительный.
Учитель. Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
Дети. После мягких согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
Учитель. Хоть осень и любимое время года, но поэт писал стихи и о других временах года. Послушайте отрывок из стихотворения «Зимнее утро» и выпишите слова с мягким знаком в два столбика в зависимости от выполняемой им роли. Как назывём первый столбик, второй? (Слайд)
≪…вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь≫.
Дети. Смягчающий и разделительный мягкие знаки.
Учитель. Проверим, что у вас получилось. Сравните ваши работы с эталоном на слайде. (Слайд )
Учитель. Все ли согласны?
Дети. На слайде нет слова «печь». А в нем есть мягкий знак.
Учитель. Расскажите, в какой столбик вы поместили это слово.
Выслушиваются ответы детей. (Если кто-то из них поместил слово печь в столбик разделительного мягкого знака, то происходит авяснение ошибочности этого мнения, исходя из правила написания этого знака. Если кто-то поместил это слово во второй столбик, то происходит выяснение ошибочности этого мнения, так как звук Ч не нуждается в дополнительном смягчении и без мягкого знака будет звучать так же мягко.)
Учитель. Что у нас с вами получилось?
Дети. Затруднение.
Учитель. Что мы будем делать?
Дети. Остановимся и подумаем.
Учитель. Но сначала немного отдохнём.
5. Физминутка.
Думай, думай голова (Наклоны головы.)
Не-пре-мен-но.
Затрудненье победим. (Рывки руками перед грудью.)
Не-сом-нен-но.
Дружно приложим усилья свои, (Наклоны туловища.)
Затруднения нам не страшны!
6. Постановка цели урока.
Учитель. Что у нас с вами не получается?
Дети. Мы не знаем, какую роль играет мягкий знак в этом слове.
Учитель. Может, кто-нибудь слышал о таких словах или знает, как называется правило с такими словами? (Возможно, кто-то из учеников скажет, что это правописание мягкого знака после шипящих, если нет, то учитель выстраивает подводящий диалог.)
— Как по другому называется звук Ч, а также звуки Ж, Ш, Щ?
Дети. Шипящие.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о правописании мягкого знака после шипящих.
— Как вы думаете, какую цель мы поставим себе на урок?
Дети. Выяснить, всегда ли на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, какую роль выполняет мягкий знак в этих словах. (Слайд)
7. Работа по теме урока.
Учитель. Этой работой вы будете заниматься в группах, ведь недаром говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше.» (Слайд) Вам будут предложены отрывки из произведений А.С.Пушкина. В них вы должны найти имена существительные с шипящими на конце, выписать их, произвести наблюдение над написанием мягкого знака и сделать соответствующий вывод. Ваши наблюдения вы потом представите классу. Время вашей работы — 4 минуты.
Вспомним правила работы в группе.
1. Один говорит, другие слушают.
2. Каждый должен работать на общий результат.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
Класс делится на 3 группы по 2 ученика. Дети получают карточки с отрывками из произведений Пушкина, чистый лист формата А3, маркеры
Первая группа отрывков.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
И редкий солнца луч, и редкие морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вторая группа отрывков.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
После окончания работы представители от групп докладывают свои результаты, оставшаяся группа выражает согласие или несогласие с их выводами. Формулируется общий вывод.
Дети. На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак. Мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода.
Учитель. Такая функция мягкого знака называется грамматической, так как указывает на грамматический признак — род имени существительного. Чтобы новые знания закрепились в вашей памяти, нужно составить опорный сигнал.
— Подумайте, какие слова нужно вставить на месте пропусков в опорный сигнал. (Слайд)
Дети высказывают свои мнения и заполняют опорный сигнал.
Учитель. Молодцы! Вы замечательно поработали. Как вы думаете, можем ли мы сказать, что все поняли новую тему?
Дети. Нет, нам нужно потренироваться.
Учитель. Переверните карточки, отложите их в сторону. Вспомните отрывки, с которыми вы сейчас работали. Какие слова пропущены? Как их надо писать? Запишите слова, подчеркните в них орфограмму, с которой познакомились.
8. Самостоятельная работа.
Учитель. Откройте учебник на странице 13 и выполните упражнение 19.
Ученики списывают три строки имен существительных с шипящими на конце, вставляя по необходимости мягкий знак, и подчеркивают затем лишнее существительное.
— Проверьте свои работы по эталону. (Слайд)
9. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали о мягком знаке?
Что на уроке понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Дети отвечают.
— В народе говорят: «Ученье — свет, а неученье — тьма». (Слайд)
Я желаю, чтобы свет знаний освещал вашу дорогу всегда. Возьмите желтую звездочку, если вам было интересно и вы поняли новую тему; голубую, если были трудности, не всё поняли, и прикрепите на нашу доску. Я вижу, что среди множества желтых звезд есть голубые. Это говорит о том, что у нас с вами ещё остались вопросы, на которые мы обязательно найдем ответы на уроках русского языка. Спасибо за урок!

22:32
Спасибо большое. Ждем еще, если будет время